m_safronov: (Default)
[personal profile] m_safronov

Помещения обслуживающие зрителей

Планировка и оборудование зрительских помещений театра определяются как общей архитектурной композицией здания, так и принятым построением демонстрационного процесса. При этом важнейшей задачей является обеспечение комфортабельного обслуживания и беспрепятственной эвакуации зрителей.

К зрительским помещениям относятся: кассовый и входной вестибюли, основной вестибюль с гардеробом, фойе с кулуарами, буфеты, курительные, санитарные узлы и помещения администрации здания связанные со зрителями. Иногда зрительские помещения дополняются выставочными или музейными залами. К зрительской части может быть присоединено кафе или даже ресторан со своей кухней и раздаточной, своим вестибюлем отдельным входом. Кассовый вестибюль в отдельных случаях может быть расположен в другом здании. Решающее влияние на организацию пространства зрительской части оказывают размещение и планировка вестибюля и фойе с кулуарами.

В тех зрелищных зданиях, где посетители снимают верхнюю одежду и пользуются подсобными помещениями (фойе, кулуарами, гардеробами, курительными, буфетами, санузлами) в краткие промежутки времени в начале и конце спектакля или в антрактах, эти подсобные помещения должны быть достаточно просторны и расположены близко ко всем группам зрительских мест. Это позволит избежать толкотни, потери времени на поиски их местонахождения и в целом добиться спокойной обстановки и комфорта.

Наиболее распространенным является устройство одного главного вестибюля с одним гардеробом. Но в театрах большой вместимости это создает тесноту у гардероба. Поэтажное размещение гардеробов утраняет этот недостаток, но на лестницах и в кулуарах находятся люди в верхней одежде и без нее, что не всегда приятно, например в дождь или снег. Отделение же потоков зрителей в верхней одежде от зрителей, находящихся в фойе и кулуарах, осуществить нелегко, однако необходимо. Фойе обычно делается самым парадным помещением вне зрительного зала, оставаясь в то же время ему подчиненным.

Площадь вестибюля вместе с гардеробом принимается из расчета около 0.4 м2, а площадь фойе с кулуарами — 0.6 — 0.65 м2 на одного зрителя. Общая длина барьеров всех гардеробов должна быть в целях уменьшения очередей тесноты не менее 1 пог.м на каждые 50 зрителей.

Очень важно хорошее расположение лестниц. Они должны быть ясно видны и расположены по ходу движения.

Буфеты, курительные и уборные во всех зрелищных зданиях должны быть расположены близко и с удобным доступом ко всем группам зрительских мест, поскольку используются они в короткие антракты. Физиологические уборные проектируются из расчета 1 унитаз на 75 женщин и 150 мужчин 1 писсуар на 100 мужчин. Количество мужчин и женщин, как правило принимается поровну. Обязательно устройство шлюзов — туалетных, оборудованных зеркалами и умывальниками перед входом в помещение, где размещают кабины с унитазами или писсуарами. Устройство курительных при входах в уборные запрещается. Разрешается использование в качестве курительной вестибюля в случае его хорошей изоляции от зрительного зала и обеспечения специальной вентиляции. При проектировании курительных в отдельных помещениях площадь их принимается из расчета примерно 0.1 м2 на зрителя. Площадь буфетов не менее 0.35 м2 на одного зрителя, причем 1/3 этой площади должна отводиться под подсобные помещения.

 

Помещения обслуживающие сцену

Сценические помещения предназначены для подготовки и проведения спектакля или концерта. В них ежедневно ведется многочасовая работа большого творческого, постановочного и производственного коллектива. Помещения, обслуживающие игровую площадку, можно разделить на следующие группы: помещения постановочного и художественного персонала, производственные мастерские, складские, технические помещения, административные помещения (дирекция).

Помещения художественного персонала являются самостоятельным комплексом, имеющим свой вход в здание с вестибюлем и гардеробом. Их располагают как можно ближе к сцене и одновременно так, чтобы они были связаны со всеми остальными помещениями. Важнейшими в этой группе являются: артистические уборные, где происходит индивидуальная подготовка актера перед выступлением и его работа над ролью, и репетиционные помещения, где происходит коллективная работа по подготовке спектакля или концерта, начиная с первой читки и кончая репетициями спектакля в декорациях и костюмах.

При глубинной сцене выход актеров должен быть обеспечен непосредственно на игровую площадку, минуя карманы, арьерсцену и участки сценического пространства, где сосредоточены декорации. Перед выходом на сцену устраиваются небольшие комнаты ожидания площадью 15 — 20 м2. Желательно обеспечить непосредственное попадание актеров как в правую, так и в левую сторону сцены.

При отсутствии лифтов не следует располагать артистические уборные выше или ниже третьего этажа сцены. В уровне планшета сцены или эстрады желательно иметь возможно больше мужских и женских индивидуальных артистических уборных для солистов.

Число репетиционных залов зависит прежде всего от жанра театра, а также от численности театрального коллектива.

В драматических театрах проектируется, как правило два репетиционных зала различной площади. Большой репетиционный зал должен позволять устраивать репетиции спектаклей с использованием упрощенных декораций, поэтому его площадь должна быть не менее площади игровой части сцены (12 х 9) и должна быть обеспечена возможность доставки в него декораций и реквизита.

В последнее время репетиционный зал часто используется для показа студийных спектаклей. В этом случае в нем дополнительно устраиваются места для небольшого числа зрителей, а также предусматривается возможность самостоятельного входа в него зрителей. В музыкальных и оперных театрах проектируется не менее трех репетиционных залов, в то числе специальные залы для для репетиций балета (12 х 15 м) и оркестра (15 х 6 м). Высота репетиционных залов зависит от характера их оборудования, назначения, но не должна быть менее 4 м.

Артистические уборные, где артисты гримируются и готовятся к выступлению, должны иметь хорошую связь со сценой. Допускается размещение артуборных на 1 или 2 этажа выше или ниже уровня планшета сцены. В этом же уровне непосредственно перед сценой необходимо предусматривать комнаты ожидания выходов актеров.

Артистические проектируются на 1, 2, 4, 6, и 8 актеров из расчета групповых в среднем 4 м2 на человека, общее их число зависит от размера труппы (от 40 до 200 чел.) и обычно определяется заданием. Артистические обязательно оборудуются умывальниками и часто душевыми с туалетами.

Помещения для оркестра обычно делаются перед порталом, в специальной оркестровой яме, частично (в драматических театрах не более 1/3 ее ширины) заходящие под просцениум. Площадь оркестровой ямы зависит от жанра театра и его величины. Для драматических театров она принимается равной 30 — 50, а для музыкальных 50 — 120 м2. Уровень пола оркестровой ямы должен быть на 2 — 2.2 м ниже сцены.

Помещения для комнат отдыха, оркестрантов и хранения инструмента располагаются в непосредственной близости от оркестровой ямы, чаще всего под зрительным залом. В театрах оперы и балета для оркестрантов иногда предусматривается отдельный вход.

Управленческие помещения (дирекция, канцелярия, бухгалтерия и т. д.), а также помещения художественного руководства должны иметь удобную связь со служебным вестибюлем, зрительским комплексом и артистическими.

Размещение производственных помещений в здании театра обусловлено технологическим циклом производства декораций и их транспортировкой на сцену. Изготовление объемных декораций начинается в столярной мастерской, где происходят изготовление и пробный монтаж каркасов павильонов, площадок и других большегабаритных декораций площадью, равной игровой площадке, и высотой, равной высоте портала.

Одновременно в расположенном рядом помещении мастерской изготовляют предметы театральной бутафории и реквизита (мебель, посуду, предметы быта и т. п.), часть которых поступает в столярную мастерскую, , а остальные — на сцену или в живописно — декорационную мастерскую, где происходит окраска элементов объемных декораций. Столярная мастерская должна быть непосредственно связана с улицей для доставки пиломатериалов и иметь хорошую звукоизоляцию от сцены и зрительного зала.

Параллельно с изготовлением объемных декораций в живописно — декорационной мастерской выполняется работа по перенесению на задники эскизов живописного оформления спектакля. Размеры мастерской определяются площадью задника, размещенного на полу (размер портала, увеличенный, в полтора раза в обоих направлениях) с необходимыми обходами вокруг него. В некоторых случаях живописно — декорационные мастерские проектируются с учетом одновременного изготовления двух полотен, что сильно увеличивает размеры помещения. Высота живописно — декорационной мастерской должна обеспечивать устройство ходового мостика на высоте 3 м от пола для осмотра декораций.

Необходимость обеспечения доставки скатанных живописных декораций непосредственно на сцену, а также сравнительно большой пролет перекрытия (не менее 12 м) определили две основные схемы размещения бутафорских и живописно — декорационных мастерских в здании театра — над зрительным залом и над арьерсценой, что не исключает и других приемов их размещения. Скатанные полотна декораций хранятся в здании театра в уровне нижней сцены (трюме) в сейфе, который представляет собой узкую щель шириной 1.8 — 2.7 м и длиной равной длине декораций. В здании театра обязательно располагаются и дежурные склады костюмов с обеспечением удобной их доставки в артистические уборные.

Кроме этих наиболее крупных мастерских в здании театра должны быть мастерские по шитью костюмов, головных уборов и париков, слесарная мастерская, прачечная с красильней и ряд других, которые также включаютс в общий производственный цикл, но существенного влияния на общее архитектурно — планировочное решение здания театра не оказывают.

Большинство помещений театра не имеет естественного освещения. В некоторых оно просто недопустимо, например на сценах, в зрительном зале, в других - необязательно, например в артистических уборных, кулуарах, санузлах, курительных, гардеробах, в живописных мастерских и пр. Дневной свет обязателен в тех мастерских, где ежедневная работа ведется в течении 8 часового рабочего дня. По традиции делаются светлыми фойе, вестибюль, буфет.

 

Эвакуация зрителей из помещений

Скопление большого числа людей в зрелищных сооружениях заставляет строго соблюдать правила пожарной безопасности. Особенно это относится к театрам, где масса зрителей и работников театра находится в непосредственной близости от легко воспламеняемых декораций. Известны случаи катастрофических пожаров в зрелищных зданиях со многими человеческими жертвами.

Противопожарные нормы требуют применения в качестве основных противопожарных мер устройства железного огнезащитного занавеса, изолирующего сцену от зрительного зала, а также дренчерной и спринклерной систем. Каждая сценическая коробка в верхней части должна иметь дымовые клапаны.

Соблюдение условий безопасности начинается с планировки мест в зрительном зале. Их расположение в партере, амфитеатре, на балконах определяется не только условиями хорошей видимости и слышимости сценического действия, но и безопасностью эвакуации. Ширина (пропускная способность) проходов определяется принятыми у нас нормами. Последние требуют при аварийных обстоятельствах эвакуации зрительного зала за 1.5 мин, что обеспечивается шириной в 1 погонный метр на каждые 100 человек, эвакуирующихся через данный проход или дверь.

В ближайшей к стене части зала не следует устраивать проходов, их лучше располагать вдоль боковых стен и в задней зоне, используя, таким образом, лучшую часть зала для размещения наибольшего количества зрительских мест и удаляя эвакуационные проходы от наиболее вероятного источника пожара — сцены. Наибольшее допустимое удаление места от прохода определяется числом мест, которое должен пройти зритель, эвакуирующийся с данного места. При глубине ряда 90 см (от спинки до спинки) это число равно 19 местам, а при глубине ряда 95 см оно может быть увеличено до 20 мест. Нормами принята минимальная ширина кресла 50 см. Для повышения комфорта и улучшения условий при аварийной эвакуации места лучше всего располагать короткими рядами или с более широкими проходами между ними. При этом следует помнить, что любое увеличение расстояния между рядами, размеров кресел или числа проходов влечет за собой увеличение площади зала и тем самым ухудшает условия для зрителей последних рядов. Оптимальной площадью зрительного зала следует считать 0.7 м2 на 1 место, включая площадь всех балконов или ярусов.

При выходе из зала зрители должны эвакуироваться теми же путями, которыми они входили. Суммарная ширина всех путей эвакуации из зала — проходов, дверных проемов — должна быть примерно 1.2 м на 100 человек, а лестничных маршей — около 0.5 м на 100 человек.

Все двери на путях эвакуации должны открываться в направлении выхода. Допускается устройство открытых парадных лестниц. Они входят в расчет путей эвакуации с уровня второго этажа. Однако при расположении зрительских мест выше первого этажа должно быть предусмотрено не менее двух лестниц в лестничных клетках с естественным светом и с непосредственным выходом на улицу. Эскалаторы в расчет путей эвакуации не входят.

Расположение лестниц и пути эвакуации в сценической частиподчиняются обычным требованиям, предъявляемым к общественным зданиям. Кроме того, необходимо четко организовать эвакуацию артистов со сцены, а также предусмотреть специальные служебные лестницы в закрытых лестничных клетках с колосников сценической коробки.

Перечень рекомендуемых основных нормативных документов для курсового проектирования:

Градостроительный Кодекс Российской Федерации,
Основные положения создания и ведения Государственного Градо­строительного Кадастра Российской Федерации СНиП 14-01-96,
Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утвер­ждения градостроительной документации,
Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений СНиП 2.07.01-89*,
Жилые здания СНиП 2.08.01-89*,
Общественные здания и сооружения СНиП 2.08.02-89*,
Административные и бытовые здания СНиП 2.09.04—87*,
Здания, сооружения и комплексы православных храмов СП 31-103-99,
Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом (к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»),
Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»),
Методические рекомендации по проектированию бань и банно-оздо­ровительных комплексов (взамен главы 3 СНиП II-80-75 "Предприя­тия бытового обслуживания" Нормы проектирования),
Проектирование бассейнов, справочное пособие (к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»),
Проектирование театров, справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 «Об­щественные здания и сооружения»,
Противопожарные нормы СНиП 2.01.02-85*,
Пожарная безопасность зданий и сооружений СНиП 21-01-97 (1999),
Стоянки автомобилей СНиП 21-02-99,
Строительная климатология СНиП 23-01-99,
Естественное и искусственное освещение СНиП 23-05-95,
Защита от шума СНиП II-12-77,
Строительная теплотехника СНиП II-3-79* (1998).
Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и об­щественных зданий и территорий жилой застройки СаНПиН 2605-82.

ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ И ФРАГМЕНТЫ

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Градостроительство, история градостроительства

Аалто А. Архитектура и гуманизм. М., 1978.
Альберти Леон-Баттиста. Десять книг о зодчестве. Пер. и коммент. Зубова В.П., 1-2 т., М., 1935.
Архитектурное творчество Микеланджело. Сб. статей. М., 1936.
Баранов Н.В., Шквариков В. И др. Основы советского градостроительства. М., 1966-1967.
Баранов Н.Н. Силуэт города. Л., 1980.
Барбаро Даниеле. Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия. Пер. Ве­недиктова А.И., Зубова В.П., и др. М., 1938.
Бархин М.Г. Архитектура и город. М., 1979.
Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М., 1986.
Бернини Лоренцо. Воспоминания современников. М., 1965.
Брунеллеско Филиппо. Биография и очерк творчества. М., 1935.
Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. М., 1935.
Бунин А.В., Поляков Н.Х., Ильин Л.А., Шквариков В.А. Градостроительство. М.-Л., 1945.
Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т.1. М., 1953.
Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М., 1940.
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2-х томах. М., 1979.
Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. М.. 1966-1977.
Венедиктов А.И. Венеция. Архитектурные памятники. Л., 1938.
Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре. Пер. Петровского Ф.А., Л., 1936.
Виоле ле Дюк. Беседы об архитектуре. В 2 т. Сокр. пер. с фр. Под ред. Габричевског­о А.Г. М.,1937.
Вобан С. Истинный способ укрепления городов. Пер. с франц., 1794.
Гибберд Ф. Градостроительство. Пер. с англ. М.. 1959.
Гидион З. Пространство, время, архитектура. Сокращ. Пер. с нем. М., 1973.
Говард Э. Города будущего. Пер. с англ. СПб., 1911.
Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Города будущего. М., 1977.
Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М., 1984.
Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры (лицо города). М., 1990.
Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М., 1972.
История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 1-8. М., 1954-1959.
История русской архитектуры. Изд. 2-е. М., 1956.
Кампанелла Т. Город солнца. Пер. Петровского Ф.А. М.-Л., 1947.
Корбюзье Ле. Архитектура ХХ века. М., 1970.
Кострикин Н.Д. Искусство городского плана. Архитектура СССР. 1984. №3.
Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.
Линч К. Образ города. М., 1982.
Мамаков Н.В., Мамакова Н.А. Графический язык архитектора. Казань, КХТИ, 1986.
Мижуев П.Г. Города-сады. М., 1916.
Мижуев П.Г. Сады-города и жилищный вопрос в Англии. Пг., 1916.
Михайлов Б.П. Леонардо да Винчи – архитектор. М., 1952.
Михайловский Е.В. Архитектор Иниго Джонс. М., 1936.
Мор Томас. Утопия. М., 1953.
Мортон А. Английская утопия. Пер. с англ. М., 1956.
Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Русск. пер. Ловягина. СПб., 1906.
Оуэн Р. Избранные сочинения. Т. 1-2. М.-Л., 1950.
Палладио А. Четыре книги об архитектуре Андреа Палладио. Пер Жолтовского И.В. М., 1936.
Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство 17-19 веков. М., 1987.
Танге К. Архитектура Японии. М., 1976.
Торопов С.А. Джованни Батиста Пиранези. М., 1939.
Форрестер Дж. Динамика развития города. М., 1974.
Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М., 1984.

Градостроительство, транспорт, инженерная подготовка территории

Буга П.Г., Шелков Ю.Д. Организация пешеходного движения в городах. М., 1980.
Горбанев Р.В., Красильников А.В, Щербаков Е.И. Городские улицы и дороги с много­полосной проезжей частью. М., 1984.
Горбанев Р.В. Городской транспорт. М., 1990.
Гуляницкий Н.Ф. Архитектура как зрелище. В кн. Архитектура запада. Кн. 2. М., 1974.
Дубровин Е.Н., Ланцберг Ю.С., Лелин И.М., Турчихин Э.Я., Шафран В.Л. и др. Пере­сечения в разных уровнях на городских магистралях. М., 1977.
Евтушенко М.Г., Гуревич Л.В., Шафран В.А. Инженерная подготовка территорий. М., 1982.
Ланцберг Ю.С. Городские площади, улицы и дороги. М., 1983.
Метляева О.П. Рациональное использование территорий промышленных узлов. М., 1980.
Фишельсон М.С. Транспортная планировка городов. М.,1985.
Черепанов В.А. Транспорт в планировке городов. М., 1981.
Шештокас В.В. Город и транспорт. М., 1984.

Архитектура, история архитектуры (общее)

Аалто А. Архитектура и гуманизм. М., 1978.
Альберти Леон-Баттиста. Десять книг о зодчестве. Пер. и коммент. Зубова В.П., 1-2 т., М., 1935.
Архитектурное творчество Микеланджело. Сб. статей. М., 1936.
Бернини Лоренцо. Воспоминания современников. М., 1965.
Брунеллеско Филиппо. Биография и очерк творчества. М., 1935.
Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. М.. 1966-1977.
Барбаро Даниеле. Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия. Пер. Ве­недиктова А.И., Зубова В.П., и др. М., 1938.
Венедиктов А.И. Венеция. Архитектурные памятники. Л., 1938.
Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре. Пер. Петровского Ф.А., Л., 1936.
Виоле ле Дюк. Беседы об архитектуре. В 2 т. Сокр. пер. с фр. Под ред. Габричевског­о А.Г. М.,1937.
Жолтовский И.В. Из высказываний разных лет. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975.
Иконников А.В. Архитектура в массовой культуре современного общества. Архитек­тура Запада. М., 1975.
Иконников А.В., Степанов Г.Л. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
Иконников А.В. Гропиус, Мис Ван Дер Роэ и история функционализма. Теоретиче­ские концепции современной зарубежной архитектуры. М., 1975.
Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.
Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
Кан Л. Пространство и вдохновение. Современная архитектура. 1969., №2.
Кан Луис. Моя работа: Форма и проект. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
Константин Степанович Мельников. М., 1985.
Корбюзье Ле. Архитектура ХХ века. М., 1970.
Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1935.
Мельников К.С. Из автобиографической рукописи. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975.
Мис Ван Дер Роэ. Архитектура и эпоха. Отрывки. О новой архитектуре. Мастера ар­хитектуры об архитектуре. М.,1972.
Норберг-Шульц К. Беседа с Мис Ван Дер Роэ. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм. Л., 1931.
Шуази О. История архитектуры. М., 1937.
Щусев А.В. Уроки майской архитектурной выставки 1934 года. Мастера советской ар­хитектуры об архитектуре. М.,1975

Архитектура жилых, общественных зданий и сооружений

Адамович В.В. Дембовский М.Н. Медицинский комплекс – новый этап проектирова­ния и строительства. М., 1976.
Аллен Р., И. Фон Кароли. Пособие по проектированию больниц. Пер. с англ. Под ред. Рощина А.В. М., 1981.
Архитектура рабочих клубов и дворцов культуры. М., 1953.
Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Учебник. Под общей редакцией Соболева И.Н. и Урбаха А.Н. М., 1970.
Барановский М.И. Туристские базы. М.,1976.
Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1982.
Бархин Г.Б. Архитектура театра. М., 1954.
Буга П.Г., Шелков Ю.Д. Организация пешеходного движения в городах. М., 1980.
Буров А.К. Об архитектуре. М., 1960.
Боде П. Современные кинотеатры. М., 1964.
Быков В.Е. Архитектура открытых театров. М., 1954.
Гиговская Н.Е. Здания проектных организаций за рубежом. М., 1975.
Гнедовский Ю. Новые тенденции в архитектуре кинотеатров. В сб. Архитектурное творчество СССР, вып. 4, М., 1977.
Гнедовский Ю., Савченко М. Кинотеатры (основы проектирования). М., 1968.
Гослинг Д., Мэйтленд Б. Проектирование торговых комплексов. Пер. с англ. Копелян­ского Д., под ред. Федосеевой И. М., 1979.
Голубев Г.И. Анджелини Г.М. Модоров А.Ф. Современные вокзалы железнодорожно­го, речного, морского, автомобильного и воздушного транспорта. М., 1967.
Голубев Г.И. Подземная урбанистика. М., 1978.
Грамолин И.В. Архитектура на выставке в Монреале. М., 1968.
Грюн В., Смит Л. Торговые центры США. М., 1966.
Гуляницкий Н.Ф. Архитектура как зрелище. В кн. Архитектура запада. Кн. 2. М., 1974.
Гусев В.В. Оздоровительные учреждения для детей и молодежи. М., 1973.
Делле В.И., Колчанова Г.М. Оборудование спальных ячеек курортно – оздоровитель­ных учреждений и номеров гостиниц. М., 1975.
Дубровин Е.Н., Ланцберг Ю.С., Лелин И.М., Турчихин Э.Я., Шафран В.Л. и др. Пере­сечения в разных уровнях на городских магистралях. М., 1977.
Духовный В.И. Мотели и кемпинги. М., 1975.
Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
Ионов И.И. Опыт строительства приморских курортов за рубежом. М., 1975.
Ирский Г. Современный кинотеатр. М., 1976.
Искусство музейной экспозиции. М., 1977.
Кендзо Танге М., 1978.
Кистяковский А.Ю. Проектирование спортивных сооружений. М.,1980.
Кистяковский А.Ю., Поликарпов В.П., Куйбышев В.В., Раннев В.Р., Звегильский Н.Н.,
Подчаска-Вышинская В. Проектирование детских лечебных учреждений. Пер. с польск. Под ред. Рощина А.В. М., 1981.
Проектирование больниц. Под ред. Сафонова М. М., 1977.
Проектирование городских спортивных сооружений. М., 1965.
Куйбышев В.В. Крытые стадионы. М., 1973.
Кулага В.Л. Клубы массового строительства. М., 1960.
Кулага В.Л. Клубы для поселков и сел. М., 1962.
Лезереску Ч. Постройка отелей. М., 1976.
Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина З.В. Интерьер общественных и жилых зда­ний. М., 1974.
Магидина М.Н., Цитович Г.Н., Гаврилова М.М. Институты искусств. М., ЦНТИ 1975.
Матвеева Н.Я. Новые музеи. Обзор. М.,1973.
Музей и современность. М.,1976.
Музейная эстетика и архитектура музеев. М., 1972.
Николаев И.С., Мельников Н.П. Выставка в Брюсселе 1958. М., 1963.
Окунева И.И. Детские театры. М., 1977.
Ольхова А.П. Гостиницы. М., 1983.
Опочинская А.И. (под ред.) Административные здания. М., 1975.
Орлов М.А., Федосеева И.Р. и др. Проектирование сети предприятий торгово-быто­вого обслуживания в городах. М., 1975.
Платонов Ю.П., Сергеев К.И., Зосимов Г.И. Проектирование научных комплексов. М., 1977.
Платонов Ю.П., Савельев Б.А. и др. Архитектура научных комплексов. Архитектура СССР, №2 1976.
Предтеченский В.М., Милинский А.И. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. М., 1979.
Ревякин В.И. Художественные музеи. М.,1974.
Ревякин В.И. Выставки (архитектура и экспозиция). М., 1975.
Резников Н.М. Универсальные зрелищно-спортивные залы. М., 1969
Рябышева И.Д. и др. Концертные залы. М., 1975.
Сатунц С.Х. Архитектура советского цирка. Дис. на соиск. уч. ст. канд. арх. М., 1952.
Степанов В.И. Школьные здания. М., 1975.
Степанов В.И., Придонова Н., Федорова И., Халин И., Мирчевская Л., Наливина Т.,
Стригалева Н.С. Спортивные корпуса. М., 1976.
Степанов В.И., Дворкина Е.Б. Новые типы средних общеобразовательных школ с гибкой планировочной структурой. М., 1978.
Наронин А. Архитектурно-планировочные элементы общеобразовательных школ с продленным днем. М., 1973.
Урбах А.И. Крытые рынки. М., 1963.
Урбах А.И. Торговые здания и комплексы. М., 1974.
Цытович Г.Н. Учебные корпуса вузов с техническими средствами обучения. М., 1976.
Цытович Г.Н. Университеты. М., 1973.
Цытович Г.Н. Политехнические институты. М.,1974.
Цытович Г.Н. Высшие учебные заведения с развивающейся структурой. М.,1982.
Чипига И.В. Проектирование и строительство цирков. ЦНТИ Госгражданстроя. М., 1973.Ясный Г.В. Спортивные бассейны. М., 1973.

Охрана окружающей среды, экология

Гусев Н.М. Основы строительной физики. М.,1975.
Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М.,1973.
Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. М., 1988.

Инженерные системы

Справочник проектировщика. Отопление, водопровод, канализация. М., 1975.
Справочник проектировщика. Вентиляция и кондиционирование воздуха. М., 1977.
Ионин А.А. Газоснабжение. М., 1975.
Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. М., 1975.

Экономика, планирование

 

Варежкин В.А. Организация, планирование, и управление проектированием и строи­тельством. М., 1980.
Лавренко П.И. Экономика архитектурного проектирования и строительства. Минск., 1977.

1 часть...

Profile

m_safronov: (Default)
m_safronov

July 2012

S M T W T F S
1234 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 10:48 am
Powered by Dreamwidth Studios